При подготовке ребенка к ЕГЭ, важной составляющей становится  эмоциональная готовность к экзамену. Она наиболее устрашающая. И ученики формулируют это, как феноменом запугивания. И это действительно очень серьезная проблема. К чему она ведет? Запугивание, принуждение, давление. Данный феномен ведет к тому, что называется детским саморазоружением. Ребенок складывает оружие. Т. е. отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсами: знаниями, умениями, навыками, компетенциями, эмоциональной саморегуляцией. Ребенок приходит на экзамен с опустившимися руками. И родитель, который на ребенка излишне давит из-за своей тревоги и переживаний, оказывается невольным врагом ребенка безусловно.

Что мы должны понимать?

Если мы говорим про тревожность, то очень важно понимать, что психологическая противоположность тревожности -  это реализм и здравый смысл. Основная задача родителя в этот период подготовки к экзамену быть носителям здравого смысла. Тревога заставляет нас чувствовать вместо того, чтобы действовать.

Некоторые моменты, которые помогут ребенку и родителю.

  1. Первое что нужно - это спокойная и деловая атмосфера взаимодействия, т. е. общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у ребёнка какие-то чувства страха, тревоги, вины или стыда, оно должно быть направлено на дело.
  2. Родитель может пойти в школу, учебное учреждение, где классный руководитель расскажет о том, какие ошибки допускают ученики на экзамене, какие ошибки допускает Ваш ребёнок и все это может помочь понять западающие знания и провалы в учебном процессе, а если учитывать имеющееся в распоряжении время до экзамена, сколько его осталось, родитель может помочь ребенку поставить реальные, конкретные и достижимые цели. Достижимые - это значит те цели и задачи, которые зависят от ребёнка, находятся в сфере его компетенций и умений, которые идут на шаг вперед.
  3. Не стоит запугивать ребенка страшным словом «ЕГЭ» с пятого класса, это может дать неконструктивный образ экзамена. 
  4. Родитель может помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, которые помогут ему сконцентрироваться, например, в подготовке к экзамену по алгебре -   сконцентрироваться на квадратные уравнения.  Родитель может помочь ребёнку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в сжатые сроки. Родитель может помочь понять ребёнку осознать какие способы освоения учебного материала ему помогут.
  5. Очень хочется донести до родителей полезную информацию о формировании навыка, который формируется благодаря чистоте повторения деятельности.  Лучше 15 минут в день ежедневно повторять или изучать материал, чем 3 часа, но время от времени.

Можно рассказать ребёнку о некоторых приемах быстрого повышения качества знания.

  1. Первый из них это -  очень проверено на практике -  три предложения. Для ученика выходя с урока, необходимо мысленно повторить его содержание в трёх предложениях.
  2. Второй прием это -  прием работы с текстом.

Когда проводились диагностические исследования, что пугает учеников, оказалось, что у огромного количества учащихся есть чудовищный страх перед текстами, который необходимо выучить. Большие тексты пугают объемом. Есть метод работы с текстом, который называется - 5П. Каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом -  это такая схема работы:

  • Просмотри текст;
  • Придумай вопросы;
  • Подчеркни ключевые слова%
  • Перескажи;
  • Проверь себя;
  • (дополнительно) Проиллюстрируй.

Что дальше? Собственным самоконтроль! Все что родитель говорит ребёнку - ребёнок принесёт с собой. Для того чтобы способствовать эмоциональному благополучию ребёнка есть несколько основных правил.

  1. Родителю и ребенку необходимо разговаривать о ЕГЭ, вести диалог.
  2. С ребёнком необходимо обсудить все самые неприятные исходы, в случае провала, проанализировать возможные

выходы из ситуаций. Обговорить приемы релаксации в любые стрессовых ситуаций в жизни, что помогает отвлечься или сконцентрироваться. Например, это спорт, музыка, поддержка друзей, вкусная еда, все что может способствовать ресурсному обеспечению ребенка. Состояния, в котором он верит в себя, в котором он справляется.

Экспресс приемы повышения эмоциональной устойчивости в совладение со стрессом в состоянии подготовки.

  1. Резкий поворот головы направо, очень резко. Активизирует левополушарные процессы - рассудительность, здравомыслие, холодную логику.
  2. Медленное дыхание. Досчитаем до 12. На вдох. Как будто мы сейчас нырнем в воду. На 1 2 3 4 долгий вздох, как будто мы сейчас нырнем в воду, 5,6.7,8 долгий выдох, 9,10,11,12 задерживаем дыхание (3-4- раза). Подышали, переключились и  активизировались.
  3. Моргание, чередование быстрого моргания.
  4. Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находившийся в зрительном поле. Мысленно назвать про себя что это такое и проговорить пять свойств. Проговорить про себя зачем он нужен?

Ребенку необходима Ваша поддержка!